Перечень случаев, когда проведение аудиторской проверки обязательно, установлен ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В частности, аудит обязателен:
- если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ);
- если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ);
- если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ).
Наличие статуса субъекта малого предпринимательства не освобождает организацию от обязанности проведения аудита.
См. полный перечень случаев обязательного аудита.
Обязательный аудит проводится ежегодно.
Цель аудита - повысить степень уверенности предполагаемых пользователей в финансовой отчетности.
ВАЖНО! Ограничения на проведение аудита индивидуальными аудиторами установлены пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:
Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.
Применяемые стандарты аудита
С 1 января 2017 г. аудиторская деятельность (аудит и сопутствующие аудиту услуги) осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), принимаемыми Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) и признанными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основание – статья 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», Информационное сообщение Минфина России от 21.12.2016 N ИС-аудит-11.
Итоговые документы аудита
Основным документом, формируемым по итогам аудита, является аудиторское заключение, в котором выражается мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом.
Адресатами аудиторского заключения обычно являются руководство, собственники организации, члены совета директоров и иные лица.
Важно понимать, что в аудиторском заключении не указываются все нарушения и замечания, выявленные в ходе аудита, а описываются лишь те, которые могут оказать существенное влияние на мнение аудитора (в случае, если таковые имеются).
Подробное описание выявленных нарушений находит отражение в письменной информации (отчете) по итогам аудита. Такая информация адресуется руководству организации.
Помимо аудиторского заключения и отчета по итогам аудита аудитор предоставляет краткую информацию о результатах аудита в адрес лиц, ответственных за корпоративное управление (ЛОКУ – термин, используемый в Международных стандартах аудита). В зависимости от организационной структуры предприятия такими лицами могут быть собственники компании (акционеры либо участники), члены совета директоров, комитет по аудиту и иные лица.
Публичность результатов обязательного аудита
На основании части 6 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» заказчик обязательного аудита обязан внести сведения о результатах такого аудита в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (www.fedresurs.ru). Исключением являются случаи, когда такие сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иные случаи, установленные федеральными законами.
В Единый федеральный реестр вносятся следующие сведения:
- идентифицирующие аудируемое лицо данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
- идентифицирующие аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
- перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в отношении которой проводился обязательный аудит, период, за который составлена эта отчетность;
- дата аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
- мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.
Порядок ведения Единого федерального реестра и опубликования сведений, содержащихся в нем, установлен Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Данное требование для заказчика аудита вступило в силу 1 октября 2016 г.
Публикация аудиторского заключения должна быть осуществлена в течение 3 дней с момента завершения аудита (п. 3.1 гл. III порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 05.04.2013 № 178). Сведения могут быть представлены только в электронном виде (п. 5 ст. 7.1 ФЗ № 129), при этом подлинность каждого передаваемого сообщения удостоверяется электронной цифровой подписью (ЭЦП).
Ответственность за несоблюдение правил публикации аудиторского заключения
Административное законодательство предусматривает возможность привлечения организации к ответственности за несоблюдение правил предоставления информации для ее публикации в электронном реестре. Положениями ч. 7 и 8 ст. 14.25 КоАП РФ предусматриваются следующие штрафы/санкции для ответственных должностных лиц за данное нарушение:
5–10 тыс. руб. — при однократном нарушении;
10–50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет — при повторном.
Если компания является эмитентом ценных бумаг или занимается профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, размер штрафов существенно увеличивается (ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ):
30–50 тыс. руб. — для должностных лиц;
500–700 тыс. руб. — для юридических.
Сроки представления аудиторского заключения в органы государственной статистики
Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности представляется в орган государственной статистики по месту государственной регистрации вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Ответственность за непроведение обязательного аудита
За непроведение обязательного аудита отдельного штрафа нет.
Штраф за непредставление в срок аудиторского заключения в статистику (ст. 19.7 КоАП РФ, Письмо Росстата от 04.12.2017 N 04-4-04-4/136-СМИ):
- для организации - от 3 000 до 5 000 руб.;
- для должностного лица - от 300 до 500 руб.
Должностное лицо организации, у которой нет аудиторских заключений за прошлые годы, могут оштрафовать на сумму от 5 000 до 10 000 руб. (примечание 1 к ст. 15.11 КоАП РФ).
Стоимость
Минимальная стоимость обязательного аудита – 40 000 руб. (аудит небольшого предприятия с простым учетом и малым документооборотом).
Конкретная стоимость аудита будет зависеть от сложности задания и необходимого количества аудиторских процедур. Сориентироваться по стоимости аудита для Вашего предприятия можно с помощью калькулятора аудиторских услуг на сайте audit-it.ru по ссылке https://www.audit-it.ru/inform/audcalc/